Ответы на вопросы. Шацкий С.Т.

Что, на ваш взгляд, делало его обучение таким, что он понимал необходимость перемен?

Ответ:
После прочтения воспоминаний Шацкого о его школьном детстве, складывается впечатление что он был недоволен не столько "образовательной системой" (ребенок скорее всего вообще не видел "системы"), сколько двумя моментами, актуальными и по сей день. Это 1. Личность учителя и 2. Несправедливость (неправильность) оценки.
Эти два показателя он и постарался изменить в своей педагогической системе, в целом системы не меняя.
 
В своей статье "Задачи общества Детский труд и отдых" Шацкий сформулировал особенности ребенка:
"Строго говоря, все неудачи работы с детьми зависят от пренебрежения природными свойствами каждого ребенка. А между тем, людьми потрачено немало усилий на изучение особенностей детского склада. И то, что выработалось до сих пор истинной педагогикой, можно свести, в общем, к пяти положениям:
1) у детей сильно развит инстинкт общительности, они легко знакомятся друг с другом — игры, рассказы, неугомонная болтовня служат признаками этого инстинкта;
2) дети — настойчивые исследователи по природе, отсюда их легко возбуждаемое любопытство, бесчисленное количество вопросов, стремление все трогать, ощупать, пробовать;
3) дети любят созидать, устраивать часто из ничего, дополняя недостающее воображением;
4) детям необходимо проявлять себя, говорить о себе, о своих впечатлениях. Отсюда постоянное выдвигание своего я и огромное развитие фантазии и воображения — это инстинкт детского творчества;
5) громадную роль в формировании детского характера играет инстинкт подражательности
".

Ответ:
Абсолютно верные наблюдения. И задача обучения и воспитания с учетом всех положений как раз и сводится к тому, чтобы грамотно "управлять" своими инстинктами.

Для Шацкого вопрос "Школа для детей или дети для школы" имел ответ (одноименная статья ), а каков он для нас ?

Ответ: 
Удивительно, что это вопрос стоял перед исследователями и учителями во все времена, практически с появлением школы как особой структуры. Совсем давно, когда знания и умения передавались от учителя к ученику один на один или очень малой группой, такой проблемы не было. "Научи меня делать как это делаешь ты, и, однажды, я буду делать это лучше тебя"!  И это есть основной закон научения, и сегодня тоже работает только он. Доказательство этого закона даже в нашей экспедиции "Очень понравилась Ваша работа. Обязательно освою этот сервис.Елена Киреева". Это закон, правило и только так развивается общество.
Вернемся к школе. Шко́ла (от греч. σχολή - досуг, scholē) — учебное заведение для получения общего образования.(http://ru.wikipedia.org/wiki/Школа) Это ЗАВЕДЕНИЕ, со своими правилами, требованиями, законами. На данный момент у нас ОДИНАКОВЫЕ, по большому счету, школы. И хотя их открывают для детей, но дети вынужденны подчиняться правилам школы, иначе они из нее просто выпадут. В этом утверждении правильнее ставить не ИЛИ, а И. Школа для детей И дети для школы. Симбиоз! Средний человек, получивший удостоверение о среднем образовании должен обладать набором усредненных характеристик!

Комментариев нет:

Отправить комментарий